В чужие сени

В 2015-м отметил бы свое 88-летие француз Жак Майоль, будь он жив. Этот ныряльщик максимально воплотил в реальности фантастический образ литературно-экранного Ихтиандра.

ВВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Отец Жака родился в портовом Марселе, мать была изначальной парижанкой, но отдаленная генеалогия их семьи уводит на Карибы и Балеарские острова. Кстати, Майоль на языке ацтеков означает «вышедший из воды».

С юности Жак перепробовал немало специальностей. Уже защитив диссертацию по философии, он сотрудничал в газете, выходил на театральные подмостки, музицировал тапером и даже разыскивал клад. Но к своим 30 годам осел в Майами, на Флориде, где редактировал французский журнал. Колорит полуострова свел молодого человека с обитателями здешнего океанариума, тогда-то и зародилась любовь к дельфинам. Искренняя и взаимная.

«Меня научили всему эти интеллектуалы моря, - разъяснял потом Жак. - Они показали, как все дольше задерживать дыхание, полностью родниться с окружающей средой, без напряжения углубляться в пучину... И моим идеалом вырисовалось желание составить с водой единое целое. Наверное, я смотрелся блаженным мечтателем, у которого ноги на суше, а голова под водой...»

В 1966-м Майолю предложили участвовать в «танцах больших глубин» - так романтически именовали поначалу состязания в глубоководном нырянии без акваланга, то есть современный нам фридайвинг. 39-летний Жак сразу выдвинулся в лидеры. И больше уже не изменял нащупанной жизненной стезе, где устанавливал рекорд за рекордом. Звездным часом французского ихтиандра блеснул октябрь 1983-го, когда 56-летний Жак нырнул без ласт и акваланга на глубину 105 метров. Это рекордное достижение много последующих лет оставалось непревзойденным. Хотя сам Майоль, казалось, пришел к нему играючи.

Любопытны воспоминания ныряльщика о личных ощущениях, испытанных им на пути в «мир без солнца»: «Человек под водой лишается знакомого ему жизненного пространства. Чуждая среда вдруг странно действует на психику. В какой-то момент погружения меня охватывает беспричинная радость. Становится так хорошо под водой, что исчезает ход времени. Ни малейшего желания дышать; кажется что на глубине можно пребывать вечно. Я даже страшился такой радости погружения...»

Однако неумолимо придвинулся день, когда свидания с бездной вынужденно пошли на убыль. Возраст уже не позволял сверхглубокого ныряния, а ощущение грянувшей бесперспективности жизни разрослось в убийственных масштабах. И в один из моментов такой нестерпимой депрессии Жак Майоль разорвал счеты с жизнью. Произошла трагедия на итальянском острове Эльба, где в городе Калонь человек-амфибия имел частный дом. Согласно завещанию экс-рекордсмена, его прах развеяли над морем.

...Будет уместным назвать ряд справочных данных по теме. Ныне актуальным рекордом фридайвинга среди мужчин является погружение на глубину 128 м. Его в сентябре 2013-го совершил россиянин Алексей Молчанов. Однако корректное сопоставление с достижением Майоля затруднено: француз нырял с грузом, но без ласт, а россиянин — в ластах, но без груза. Рекорд среди женщин установила в сентябре 2009-го Наталья Молчанова (мать Алексея). Ее показатель — нырок на глубину 101 метр.

И еще факт. В октябре 2010-го петербуржец Александр Потапов, в ходе эксперимента на Черном море, нырнул в стадии полного выдоха на глубину 19 метров. С аппроксимацией к стадии полного вдоха это достижение врачи-физиологи называют адекватным погружению на глубину 135 метров, что и было зафиксировано в Книге рекордов «Левша» - российском аналоге издания Гиннесса.

ЭКО-НЕВИДАЛЬ

Нырять следует не только за глубоководным рекордом, и история американского фотографа Брюса Мозерта, обретшего славу в мелком, но кристально чистом водоеме, это подтверждает.

Карьеру Мозерт начал в 1937 году в журнале Life в качестве помощника фотографа, платили ему всего три доллара в неделю. Однако уже через год он добился известности и совсем других денег.

Однажды Мозерт услышал, что в курортном местечке Силвер-Спрингс во Флориде снимают фильм «Тарзан» с пловцом Джонни Вайсмюллером в главной роли. Сначала Мозерт хотел сделать лишь несколько кадров рабочего процесса. Но озеро, где проходили съемки, поразило его удивительно чистой водой, и фотограф задумался о серии подводных снимков. Однако для такой работы у него не было оборудования. Иногда вместо бытовых сценок Мозерт снимал романтичных моделей и актрис. Водонепроницаемую коробку для фотокамеры Мозерт соорудил из листового металла и проволоки. Увидев это сооружение, съемочная группа во главе с Вайсмюллером долго смеялась. Однако благодаря водонепроницаемой коробке фотограф мог погружаться с камерой в воду и свободно двигаться между актерами. Первые же двенадцать снимков получились настолько четкими, что киностудия MGM купила их для рекламы «Тарзана». Вскоре Брюс Мозерт стал главным фотографом курорта Силвер-Спрингс, который снимал потом 45 лет.

И САМОВАРЧИК ПОСПЕЛ

Астрономы давно знают: вода — основа жизни на Земле — может образовываться прямо в космосе. Но теперь выяснилось, что для ее получения нужно создать адское пекло. Удивительный объект в созвездии Лиры — планетарная туманность М57, или Туманность Кольцо. Давным-давно М57, удаленная от Земли на 2300 световых лет, была звездой, очень похожей на Солнце. Когда водородное топливо, заставлявшее светило гореть, почти закончилось, оно «раздулось», превратившись в красный гигант, и выбросило наружу свои внутренности. Так звезда стала туманностью, протяженной на три световых года. И теперь астрономы, анализирующие данные, которые передает орбитальный телескоп «Гершель», выяснили, что М57 «занята» полезным делом: внутри нее образуются составные части молекулы воды. Вообще все молекулы тяжелее водорода, из которых состоят планеты, формируются в недрах звезд. А потом разбрасываются по космосу, когда светила умирают в колоссальном взрыве. Но до сих пор ученые сомневались, что молекулы могут рождаться в раскаленных до 100 000 градусов и пронизанных жестким излучением ядрах планетарных туманностей. Однако «Гершель» нашел «куски» молекул H2O внутри М57. Новые данные позволят ученым понять, как именно во Вселенной формируются молекулы, часть которых попала в тела живых существ по крайней мере на одной планете - Земле.

по материалам: А. Потапова, Л. Осокиной, О. Кайгородцевой, М. Чашниковой